Самовольные постройки могут варьироваться от небольших хозяйственных построек до крупных, многоэтажных зданий. Но вне зависимости от масштаба они несут в себе определенные проблемы и риски как для самих владельцев, так и для окружающих. Во - первых, они не проходят проверку на безопасность и соответствие нормам строительства, а во - вторых, могут быть возведены в запрещенных или опасных местах, например, в сейсмических зонах.
Согласно п. 7 ст. 71 Земельного Кодекса Российской Федерации, в случае, если государственным инспектором выявлен факт размещения объекта капитального строительства на земельном участке, на котором не допускается размещение такого объекта в соответствии с разрешенным использованием, целевым назначением земельного участка и (или) установленными ограничениями использования земельных участков, то в орган местного самоуправления направляется уведомление о выявлении самовольной постройки с приложением документов, подтверждающих указанный факт.
Далее, в соответствии с частью 2 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления обязан рассмотреть указанные уведомление и документы и по результатам такого рассмотрения совершить одно из следующих действий:
1) принять решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями;
2) обратиться в суд с иском о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями;
3) направить уведомление о том, что наличие признаков самовольной постройки не усматривается в государственное учреждение, от которого поступило уведомление о выявлении самовольной постройки.
Государственными инспекторами по использованию и охране земель на территории Алтайского края за 10 месяцев 2023 года выявлено 36 самовольных построек. Информация обо всех случаях обнаружения направлена в органы местного самоуправления для принятия мер в пределах компетенции.